Александр Шелестов (microgenius) wrote,
Александр Шелестов
microgenius

Category:

Подводная лодка С-56

Первый раз я побывал во Владивостоке в 4-м классе, когда путешествовал на поезде по городам Дальнего Востока по туристической путевке. Конечно же меня и моих одноклассников водили на эту лодку. Тогда мне это казалось равным попасть в космический корабль. С тех пор прошло 20 лет и, часто бывая во Владике, я так и не сходил на нее снова. Но в этот раз я все же уделил ей внимание и приглашаю вас вместе со мной побывать на этой экскурсии.

 



Эта лодка настоящая, весит более 900 тонн. Понятно, что никакой кран ее не поднимет, поэтому когда ее решили вытащить из воды на набережную, то ее пришлось порезать как колбасу, а затем заново сварить уже на берегу. При этом были вырезаны два входа, в носу и на корме:
 
Лодка имеет двойные стенки, пространство между которыми заполняется водой при погружении (балластные цистерны). Щели, через которые вода входит и выходит в двойной корпус видны на серой надстройке по всей длине лодки. Клапана (кингстоны), позволяют регулировать кол-во воды в балластных цистернах, тем самым меняя вес лодки и уровень ее погружения. Для выталкивания воды из балластных цистерн применяют сжатый воздух.

В торпедном отсеке также применяется сжатый воздух, для выталкивания торпеды из шахты:

Здесь конечно имитация торпедных люков, но зато видны отверстия, через которые продувается торпедный аппарат после стрельбы. 

Снаружи больше ничего интересного нет, переходим внутрь. Я решил зайти в кормовую дверь и двигаться к носу.

Примерно половина лодки представляет собой музей: 

На месте музея ранее находились моторный и аккумуляторный отсеки, а также склад провианта, камбуз и спальные места для матросов.

Сейчас здесь выставлены различные экспонаты, личные вещи команды, а также историческая информация о походах лодки, ее команде и капитане, да и вообще подвиги всего нашего подводного флота тех времен.

Например, вот штурвал с одной из первых ракетных подводных лодок тихоокеанского флота:


Обломок ракеты, поразившей цель:

Выпущена с первой ракетной подводной лодки ТОФ, на "ОТЛИЧНО" выполнившей ракетные стрельбы.

Выставлен макет одной из первых ракетных лодок:
 

Интересно было взглянуть на карту мира с маршрутом лодки, в которой я сейчас находился:

Из Владивостока она прошла до Англии и далее, для участия в боях с фашистской Германией. Что примечательно - эту лодку бомбили более 180 раз, но ни одна глубинная бомба ее не потопила. Можно сказать, что эта лодка счастливая.

Ладно, прочие подвиги лодки узнаете сами, когда побываете в этом музее, а сейчас самое интересное - сохранившиеся отсеки:

Изначально деление лодки на отдельные отсеки не случайно - в случае затопления одного из них, остальные должн выжить любой ценой. Поэтому переходы в отсеки оснащены герметичными люками. В надводном положении они могут быть открыты, но в режиме подводного хода или во время боевых действий - всегда закрыты. Переход из одного отсека в другой только с разрешения вахтенного офицера и только по важному случаю. На фото выше переход из музейной части в отсек Центрального Управления Лодкой.

Помимо перехода для людей, из отсека в отсек проложены силовые кабеля, переговорные трубки, вентиляционные шахты, а также трубки высокого, среднего и низкого давления со сжатым воздухом. Многие из них, также как и люк для людей, снабжены запорными кранами, которые в случае затопления отсека перекрывались, не давая воде перейти в другой.
 
Если приспичит, то между двумя закрытыми отсеками можно переговариваться через слуховую трубу, как на фото вверху.

Опа, обернулся посмотреть на вход, через который вошел и на тебе - приведение матроса:

Вот примерно так они и бегали из отсека в отсек во время полундры )))

Отсек центрального управления - мозг всей лодки. Здесь работает капитан, штурман, и прочие люди, управляющие лодкой:

Колонна справа - шахта, ведущая в палубную надстройку (так что возвышается над лодкой).

Вид на колонну и вход в музейный отсек:

Слева стол штурмана. На колонне расположено колесо перископа и бачок из нержавейки с питьевой водой. Перед колонной собственно сам перископ.

Перископ - это глаза лодки. Имеет два объектива и очень важные функции - наблюдение и прицеливание:

Слуховая труба на шахте для переговоров с теми, кто в палубной надстройке (когда лодка в надводном положении).

Ваш покорный слуга не удержался и сфотал вид из перископа на улицу (все оказалось рабочее):

Это тоже корабль-музей, стоит правда в море, напротив лодки.

Торпеды товсь! Прямой наводкой по машине аборигенов - пли!


Вид от штурманского стола на вход в следующий отсек:

Слева расположен гальюн (о нем ниже). Посередине гирокомпас и телеграфы. Справа рабочее место рулевого, а также куча кранов (о них тоже ниже). Внимательный читатель заметит над гальюном кондиционер - все для нас, для посетителей.

Гальюн:

В реале конечно никакого стекла не было, ибо вид вспотевшего от запора капитана вряд ли мог вдохновить команду на подвиги. Это сделали для посетителей, что бы можно было наглухо закрыть дверь. Внутри собственно сам унитаз, умывальник, пожарный шланг и зеленый кран управления кингстоном (о кингстонах позже). Под унитазом расположена фекальная емкость, которую периодически чистят (продувают) сжатым воздухом. Т.е. все ништяки вылетают со свистом прямо в море.

Позади стойки с телеграфами находится серая бочка с черным верхом - это компас, установленный на инерционную систему:

Задача его проста - при любом наклоне лодки (продольном или поперечном) показывать истинное направление носа. Показания датчиков выводятся на самый нижний циферблат стойки с телеграфами. Следующий прибор над ним - телеграф рулевого. Еще выше - два машинных телеграфа, подающие команды на левый и правый дизеля соответственно.

Стоит наверно пояснить, что такое телеграф и как он действует. Дело в том, что рулем направления в лодке управляет специальный человек, который сидит на корме (возле рулей). У него там стоит такая же штука - телеграф. Когда капитан хочет сменить курс, он вертит маленькую рукоятку ниже циферблата, которая меняет как стрелку в центральном отсеке, так и на приборе рулевого. Рулевой слышит сигнал, видит куда капитан сместил стрелку и начинает отклонять рули до нужного курса.

Такой же принцип с машинным телеграфом:

Аналогичный принцип использовался на суше, для передачи телеграмм на расстоянии: в почтовых отделениях стоял диск со стрелкой, а на циферблате были нанесены буквы алфавита. Когда один клерк крутил стрелку, то второй (в другом городе например) видел куда она указывает и записывал их последовательность. До изобретения телеграфа на судах были другие способы передать инфу, например свисток боцмана или просто мат - корабли были маленькие, можно было просто орать в трюм. Но когда корабли стали увеличиваться в размерах - телеграф прочно занял свое место в судостроении. Современные системы конечно в разы сложнее и просто копируют те первые телеграфы (потому что это красивый и удобный дизайн).

Отвлеклись чуток, ну да ладно.

По правому борту расположены рули высоты, левый для носовых рулей, правый для кормовых:

Стрелки указывали градус отклонения рулей. Во время подводного движения, при помощи рулей можно было менять глубину, а также интенсивно погружаться или всплывать. Обычно рулевым командовал оператор погружения (тогда капитан или его помошник). Кстати, под рулями видна целая батарея белых цилиндров - это фильтры для воздуха. В них проходит химическая реакция, во время которой углекислый газ обогащается кислородом. Незаменимая вещь во время длительных переходов под водой.

Справа видно кучу красных кранов. Пора подробнее рассказать про все эти вентили.
Если лодку сделать легкой, то ее будет не просто утопить - с задраенными люками она будет как пластиковая бутылка - держаться только на поверхности. Если сделать ее тяжелее, то тогда не понятно как ее заставить всплывать - ведь она все время будет тонуть. Выход нашли простой - менять вес лодки относительно ее объема при помощи забортной воды. Для этого открывают кингстоны, через которые в нее начинает поступать вода. Регулируя поток входящей воды, можно управлять скоростью погружения. В лодке существует несколько разделенных между собой цистерн для балласта (выше я про них писал). Обычно их делят согласно количеству отсеков, ну или как минимум носовые, средние и кормовые. В каждом отсеке есть зеленый кран для управления кингстоном (даже в гальюне, помните?). Во время погружения или всплытия, возле каждого такого крана дежурит матрос и по команде его вертит. В каком то фильме даже видел, когда было экстренное погружение, матросы начинали бегать по лодке и как сумасшедшие крутить вентили.
Заняв нужную глубину вентили закрывают и вода больше не поступает.

Зеленый справа внизу:


Когда надо всплыть, то наоборот, выталкивают воду из цистерн. Может слышали такую команду - продуть кингстоны? Потому что выталкивают именно сжатым воздухом. Сжатый воздух кстати вообще играет важную роль на подводной лодке. Во-первых им меняют вес, во-вторых им выталкивают воду из подтопленных отсеков, в-третьих им дышат, выпуская в отсеки, в четвертых им выталкивают торпеды, в-пятых им продувают торпедный аппарат от воды после стрельбы и т.д. и т.п. В общем незаменимая вещь в подводной лодке, ибо если его вдруг не будет - лодка даже не сможет всплыть.

Так вот, а что делать, если всплыть надо срочно? А если еще и часть отсеков затоплена? Или часть команды погибла? Тогда на помощь выжившим в отсеке центрального управления придут эти красные краны! Капитан с помошниками начинает один за другим их откручивать, тем самым выпуская в цистерны запасы воздуха, хранящегося под высоким давлением. Причем травля идет неконтролируемая, минуя все системы, напрямую из резервуаров. Главная цель - всплыть любой ценой, а там хоть трава не расти.
Зрелище конечно красивое - сначала над водой видно лопающиеся пузыри, потом выступает морская пена, затем волны, а потом, как пробка выскакивает лодка и, ненадолго повиснув в воздухе, плюхается обратно. Что происходит в этот момент на камбузе или в гальюне - даже страшно подумать )))

Но и это еще не все. А если и в центральном отсеке все мертвы и более того - он еще и затопляется? Есть и на этот случай экстренный выход. Взгляните на предыдущую фотку вверху, там слева от зеленого крана есть красная конструкция, похожая на стакан и три рубильника над ним. Это тоже система экстренного пуска сжатого воздуха в цистерны, только в действие ее приводит вода! Поднимаясь с пола, она доходит до стакана, в котором плавает поплавок. Вместе с уровнем воды поплавок поднимается в стакане вверх и рано или поздно сбрасывает чеку с пружины, которая одним движением открывает пачку вентилей. Как видите, борьба за жизнь в подводной лодке начиналась еще с момента проектирования.

Но, как уже вам известно, на этой лодке данная система ни разу не пригодилась. Собственно, экстренное всплытие в момент боя равносильно сдаче в плен - после такой процедуры лодка уязвима для противника и уйти практически нереально.

С этим отсеком покончено, двинемся в следующий:

Кстати, серый ящик над переходными люками - коробка с электрическими пробками. Если в отсеке короткое замыкание - они перегорают, тем самым не давая выйти из строя всей лодке. Именно поэтому, даже когда вся остальная лодка затоплена, в единственом незатопленном отсеке может быть электричество, свет и даже работать оборудование.

Следующий отсек - каюткомпания:

Это тоже очень важное место на лодке. Здесь кушают офицеры, проводят различные собрания и совещания, читают новости и даже справляют дни рождения.
Офицеры кстати не толко едят, но и спят здесь - обратите внимание на скамейки: их можно разобрать на отдельные спинки и седушки, а потом подвесить к потолку. Под лавками обычно лежали спальные матрасы, подушки и одеяла. В маленьких шкафчиках по всему отсеку лежали личные вещи офицеров.

Если взглянуть в обратном направлении, то рядом с входом в отсек центрального управления, можно увидеть каюту капитана:

А на столе в кают компании не только ели, но и оперировали раненных.

В каюте капитана:

Длина кровати небольшая (хотя это уже скорее не капитанская, сколько времени то прошло). На лодки такого класса направляли людей не выше 160 см.

Капитан единственный, кто имел отдельные аппартаменты, а также персональный умывальник:


Перед входом в следующий (торпедный) отсек, расположено рабочее место сонара:

Слева видно часть шкафа, вверху которого хранили красное вино, а в низу судовой врач держал свои инструменты и лекарства.
Над входом опять таки пробки, а внизу батареи отопления. Вообще лодка топиться горячей жидкостью, которая охлаждает дизеля. Но это в надводном положении. В подводном за счет электричества.

Справа видно два черных короба с похожими на градусники приборами внутри:

Этот прибор называется "флюмитр". В принципе это градусник и есть, только меряет он не температуру, а уровень водорода в воздухе.

Дело в том, что во время подводного плавания, во время разрядки аккумуляторов выделяется водород, который взрывоопасен. Когда уровень подходит к критическому, то включатся специальный прибор, который при помощи цинковых пластин и химических реакций нейтрализует содержание водорода.

Дверь конечно же наглухо закрыта, поэтому фотал через стекло:

Сонар - это уши лодки. Под водой гораздо эффективнее "слышать", чем видеть врага и прочие объекты.
Для этого у лодки есть маленький локатор, похожий на зонтик (или спутниковую тарелку). В пассивном режиме сонар просто слушает море - поворачивает локатор в разные направления и "видит", в каком районе работает чей то дизель, или где голые девки прыгают с пирса в море. Это хорошо, когда объект производит звук. А что делать, если какой нибудь сухогруз решил затаиться и вырубил дизеля? Тогда сонар сам испускает генератором звуковую волну определенной частоты, которая дойдя до объекта отражается и возвращается. Вот обратную волну он и пеленгует. Зная скорость распространения звука под водой и направление, можно узнать расстояние до объекта и примерные координаты. Если где нибудь по близости есть другая подводная лодка, или военный корабль, тоже оснащенный сонаром, то пускать звуковую волну нельзя - тогда по этой волне вычислят автора и наверняка атакуют.
Во время торпедной атаки сонар незаменимый помошник капитана.

Итак, самый первый отсек в лодке - торпедный:

Это вид со стороны торпедных аппаратов в сторону каюткомпании.
В этом отсеке живут матросы, происходит стрельба и хранение торпед. Также, здесь происходит загрузка торпед на базе. Я сначала никак не мог понять каким образом, но позже заметил на потолке косой (примерно 40 градусов) люк. Вот через него и загружают торпеды в этот отсек.

Всего здесь помещается 8 торпед - по одной в каждом из четырех торпедных аппаратах, и еще по 2 вдоль каждого борта.

Загрузка осуществляется при помощи балок и лебедки:
 

В этот момент конечно же все кровати убираются:


Раскрашенная на манер американского флага передняя часть торпеды - ее боевая часть:
 
Она почти на 99% состоит из залитого в нее тротила, плюс взрыватель.

Взрыватель устанавливался разный, в зависимости от задачи, или комбинировали разные. Один из простых способов подорвать торпеду - когда она ударяется носом о борт чужого корабля. Для этого в носу у нее стояло подобие кнопки. Это было не всегда эффективно, ибо корабль для этого должен находится перпендикулярно торпеде. Если же торпеда касалась корабля под углом, то взрыва не происходило, а торпеда рикошетом уходила в сторону.

Более эффективный оказался магнитный взрыватель. Дело в том, что опаснее всего взрыв торпеды не сбоку от корабля, а под ним. Для этого надо было подрывать торпеду без касания о корабль, а в момент ее прохождения под ним. Придумали магнитный взрыватель, который реагировал на кучу металла по близости. Для того, что бы торпеда шла ниже корабля, в ней устанавливали уровень глубины. Перед каждым пуском это просчитывали в центральном отсеке и сообщали по слуховым трубкам в торпедный отсек оператору.

Другой типа взрывателя - на расстоянии:
 
Специальным ключом устанавливали расстояние до цели и стреляли. Во время движения торпеды, под напором набегающей воды, лопасти маховика на взрывателе вращались, скручивая счетчик. На отметке "ноль" происходил подрыв.

Не менее интересны остальные части длиннющей торпеды:

Первые торпеды были газовые, т.е. работали на сжатом воздухе. Принцип прост - почти весь корпус торпеды заполнял балон со сжатым воздухом, который во время пуска торпеды приводил в движение маленькие поршневой двигатель, который в свою очередь вращал винт. Плюс данной торпеды был в ее относительной бесшумности и простоте изготовления, но минусы были посерьезнее: короткие дистанции, плюс маленькая скорость.

В данной подводной лодке эффективно использовались другие торпеды, приводимые в движение двигателем внутреннего сгорания:

Настоящий поршневой двигатель, как в любом автомобиле, работал на топливе (керосин) и кислороде, который в сжатом виде заполнял почти 3/5 торпеды (голубой бак).

Современные торпеды используют электротягу, за счет химических аккумуляторов на борту. Они и скоростные и бесшумные и дальнобойные. Но и это не предел - уже существуют и подводные ракетные двигатели, превращающие торпеду в подводный снаряд.

Устройство торпедного аппарата не сложно:
 
В принципе это просто цилиндр с двумя герметичными крышками по краям. С одной стороны торпедный отсек, с другой море.
Зарядив торпеду в аппарат, оператор задраивал крышку и поворачивал клапан подачи сжатого воздуха. Затем нажимал рычаг открытия внешнего люка и торпеда выстреливалась, толкаемая воздухом наружу, примерно как пулька в пневматическом пистолете. При этом в торпеде нажималась кнопка, которая запускала ее двигатель. Обычно это выступ в торпедном аппарате и выемка в торпеде. В открытый снаружи люк поступает вода, затопляя аппарат. После стрельбы, оператор закрывает внешний люк и снова подает воздух в аппарат, что бы выгнать воду через клапаны. Как только вода выйдет - можно снова открыть внутренний люк и зарядить аппарат новой торпедой.

Торпедный аппарат это не только стрельба, но и опять таки система выживания. Это своего рода шлюз, через который команда может покинуть тонущую подводную лодку. При этом в каждый аппарат заползает по три человека, за ними закрывают люк и заполняют аппарат водой. Естественно люди в гидрокостюмах, так что им это не страшно. Затем открывают внешний люк и первый, толкая перед собой буй с веревкой, ползет наружу. И так все, по очереди. Буй всплывает на поверхность, за ним тянется трос с узелками (мусинги). Что бы не повредить организмы из-за кессонной болезни (возникающей при резком перепаде внешнего давления), команда постепенно, цепляясь за эти мусинги всплывает, периодически останавливаясь, давая орагнизму время привыкнуть к новому давлению.

Последний человек, покидающий лодку, закрыть за собой внутренний люк не может, поэтому лодка затопляется.

Вот собственно и все.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Tags: Путешествия, Экскурсии, владивосток
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments